Основные узлы и детали
Полуспиральный отвод — это кольцевой канал, переходящий спиральный расширяющийся отвод.
Направляющий аппарат (см. рис. 2.6, е) представляет собой два кольцевых диска, между которыми размещены направляющие лопасти, изогнутые в сторону, противоположную наираалению изгиба лопастей рабочего колеса. Направляющие аппараты — более сложные устройства, чем спиральные отводы, гидравлические потери в них больше и потому их применяют только в некоторых конструкциях многоступенчатых насосои.
В крупных насосах иногда применяются составные отводы (см. рис. 2.6,г), прсдстаиляюшие собой сочетание направляющего аппарата и спирального отвода.
Вал насоса служит для передачи рабочему колесу вращения от двигателя насоса. Колеса закрепляют на валу с помощью шпонок и установочных гаек.
Подшипники, в которых вращается вал насоса, бывают шариковыми и скользящего трения с вкладышами. Шариковые подшипники применяют, как правило, в горизонтальных насосах. В некоторых конструкциях подшипников крупных насосов предусматриваются устройства для охлаждения и принудительной циркуляции масла. По расположению подшипниковых опор различают насосы с выносными опорами, изолированными от перекачиваемой жидкости, и насосы с внутренними опорами, в которых подшипники соприкасаются с перекачиваемой жидкостью.
Сальники служат для уплотнения отверстий в корпусе насоса, через которые проходит вал. Сальник, расположенный со стороны нагиетаиия, должен предотвращать утечку воды из насоса, а сальник, расположенный со стороны всасывания, — предупреждать поступление воздуха в насос.
Жидкость подводится к рабочему колесу центробежного насоса аксиально, т. е. в направлении осн вала, со скоростью В рабочем колесе направление струй жидкости изменяется от осевого до радиального, перпендикулярного осн вала (рис. 2.7).
В каналы рабочего колеса (т. е. в пространство между лопастями) жидкость поступает со скоростью t»i, которая в каналах увеличивается и на выходе из колеса достигает значения и2 (условимся индексом «1 обозначать скорости и углы на входе в рабочее колесо, а индексом «2» — на выходе из него).