Скважинные насосные агрегаты с трансмиссионным валом

0

Скважинные насосные агрегаты с трансмиссионным валом, т. е. агрегаты с погружными насосами, двигатели которых расположены на поверхности земли, состоят из трех основных узлов: погружного насоса, расположенного ниже динамического уровня воды в скважине; электродвигателя с опорным узлом, расположенного над скважиной на поверхности земли; трансмиссионного вала, соединяющего рабочий узел с электродвигателем.

Наиболее распространены насосные агрегаты типов АТН, НА и А (ранее такие агрегаты назывались артезианскими). Скважинный насосный агрегат типа АТН представлен на рис. 6.2. Погружной насос этой установки имеет несколько колес, закрепленных на общем вертикальном валу, н несколько направляющих аппаратов. Вал насоса вращается в резиновых подшипниках, закрепленных внутри направляющих аппаратов. Такие насосы выпускают как с открытыми, так н с закрытыми колесами.

Насосы с закрытыми колесами обладают более высоким КПД, чем насосы с открытыми колесами, но они не приспособлены для работы в скважинах, заполненных водой со значительными примесями песка. При остановке насоса песок, осаждающийся в напорном трубопроводе, может заклинить рабочие колеса в направляющих аппаратах.

Насосы с открытыми колесами работают и при высоком содержании песка в воде. Подачу таких насосоэ можно регулировать, меняя зазор между рабочими колесами и направляющими аппаратами.

При увеличении зазора уменьшается подача и снижается КПД насоса.

Приводная головка скважинной насосной установки состоит из станины — опоры установки, напорного патрубка и электродвигателя, установленного на верхней части станины. Электродвигатели для агрегатов типа АТН выпускают в вертикальном исполнении особой конструкции (с опорными подшипниками и масляными ваннами). Электродвигатели имеют приспособление (контрреверс) для предохранения трансмиссионного вала от раскручивания при внезапной остановке двигателя или при вращении его в противоположном направлении.

Напорный трубопровод, по которому вода подается от рабочего узла к напорному патрубку, состоит из отдельных секций стандартной длины (см. рис. 6.2). Внутри трубопровода проходит трансмиссионный вал, вращающийся в резиновых подшипниках, закрепленных в чугунных опорных крестовинах. Отдельные секции вала соединены между собой муфтами.

Промышленность выпускала насосные агрегаты АТН-8, АТН-)0 и АтН-14 для скважин с минимальным диаметром колонны труб соответственно 200; 250 и 350 мм.

Насосные агрегаты типа НА и А по своему устройству аналогичны агрегатам типа АТН, но промежуточные подшипники у них устроены с лигнофолевымн вкладышами н смазываются чистой водой, подводимой к подшипникам по специальному трубопроводу небольшого диаметра, расположенному вдоль напорного трубопровода. Насосы типа А обеспечивают большую подачу и предназначены для подъема воды из высокодебитных скважин диаметром 500 и 600 мм.

Общие технические условия на центробежные скважинные насосные установки для воды с трансмиссионным валом типа УЦТВ установлены ГОСТ )4835— 75. В отличие от установок типа АТН приводная головка этих установок позволяет использовать не только электродвигатели в вертикальном исполнении, но н горизонтальные электродвигатели, а также дизельный привод (через редуктор). Поэтому насосные установки типа УЦТВ можно ислольэо-вать в районах, где нет электроэнергии, пастбищах.

Достоинствами скважинных насосных агрегатов является возможность наблюдения за работой двигателя, а также его замены и ремонта без демонтажа всей насосной установки. К их недостаткам откосятся прежде всего необходимость устройства длинного трансмиссионного вала, сложность и трудоемкость монтажа н демонтажа агрегата, невозможность его размещения в искривленных скважинах, а также большая металлоемкость н значительная масса. Поэтому скважинные насосные агрегаты с двигателями, расположенными на поверхности эемлк, в настоящее время вытесняются более прогрессивными погружными агрегатами.

Leave A Reply